Банковский сектор Казахстана, получивший значительный удар пять лет назад, вновь на плаву. Именно об этом говорят отчеты крупнейшего банка Halyk Bank (Народный Банк). Отчет по трем кварталам 2019 года показывает нелепые в своей позитивности цифры. Чего стоит только прибыль, выросшая на 53%? Но не являются ли эти огромные цифры следствием того, что банк оказался на плаву только для того, чтобы выбрать более глубокое место чтобы утонуть? И не существует ли этот банк сам по себе и для себя, променяв роль поддержки бизнеса на систему поддержки желающих купить стиральную машину и айфон побольше?

Поверхностный взгляд на отчет не оставляет шансов на пессимизм. В самом деле — все хорошее растет, все плохое — падает. Я уже говорил о росте доходов на 53.3% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Добавим к этому сокращение количества плохих кредитов с 8,7 до 8,2%. Рост прибыли за счет комиссий и прочих замечательных способов ободрать клиента, которые выдумывают наиболее творческие сотрудники Halyk банка, на 10,1% всего за три месяца, и так далее. Но все ли здесь так хорошо на самом деле?

Рост комиссий за обслуживание

За три месяца Halyk банк нарастил доход от комиссий на 10,1%. Эта цифра привлекла внимание коллег-банкиров и экспертов, присутствующих на представлении отчета. К ней были вопросы. Представитель руководства Halyk Bank сообщил, что рост сборов произошел за счет того, что Халык — крупнейший банк в стране и приток комиссий происходит вследствие того, что клиенты других банков пользуются банкоматами Народного Банка. Это несколько неправдоподобно. Посудите сами — как часто вы пользуетесь банкоматом не своего банка, чтобы забрать наличные или провести еще какую-то операцию? Редко, так как вы знаете, что это более чем затратно. И особенно, если таким банкоматом будет Халык. Это настоящие безрукие бандиты. Выходит, если доля таких платежей возросла на целых 10%, то количество новых держателей карт, отличных от Халыка должно вырасти процентов на 40%. Возможно именно поэтому представитель Народного банка несколько мялся отвечая на вопрос о динамике доли HSBK в общем розничном банкинге страны.

Гораздо вероятней другое объяснение. Комиссии за обслуживания растут именно сами по себе. Они введены, к примеру, решениями РТК 2009 от 12.09.2019 г., РТК 2089 от 10.10.2019 г. Банк меняет сетку тарифов каждый месяц, незаметно (как он думает) подтягивая ее все выше.

Зачем? Среда в которой находится Народный Банк Казахстана не монопольная. В ней действуют агрессивные и активные конкуренты, обгоняющие Halyk по ряду параметров. Снижение тарифов или хотя бы отказ от их повышения, повысил бы привлекательность банка в глазах единственного сегмента, который сейчас растет — розничного.

Необходимость в росте тарифов и маркетинг на «лояльности» и «кэшбеках» явно вынужденный и означает, что банк предельно нуждается в этом притоке. Почему? Вероятно, не слишком четкий ответ по AQR банка имеет какое-то отношение к этому вопросу.

Падение депозитов Халык Банка

Падение депозитов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составляет 6,7% для частных лиц и 3,5% для организаций. Рост всех активов банка составил всего 0,4% с начала года. Падение депозитов объясняется выводом средств в валюту — и за пределы фискальной территории Казахстана.

Национальный банк обеспокоен необеспеченными кредитами

Народный Банк Казахстана всегда был скорее корпоративным банком. Сейчас доля корпоративных клиентов сокращается, розница растет. Дальнейшая миграция в розничный сегмент сопровождается выдачей необеспеченных кредитов, что представляет опасность. Национальный банк с 1 января 2020 года вводит барьер на пути населения, склонного к потребительским займам. Халык предполагает, что его мера затронет в меньшей степени чем других, так как в основном банк кредитует физических лиц, имеющих в банке зарплатные счета. Тем не менее это не страхует банк от действительно сильных потрясений, которые вполне возможны, к примеру при преодолении пары доллар/тенге отметки в 400 и больше.

Падение роли банка в экономике признано не только экспертным сообществом, но и руководством финучреждения. Впрочем, руководство Халыка считает сокращение кредитования реального сектора проблемой кого угодно, только не банка. Дескать бизнес перестал вкладывать в модернизацию и расширение производства, посему не нуждается в кредитах. Факторинг практически остановлен. Причина состоит не во внезапно возникшем желании бизнеса залечь на дно, она тесно связана с неподъемными процентами, которые должны платить заемщики. Точки роста экономики, в частности аграрная промышленность, вообще находится вне интереса «Народного Банка». Равно как и отчисление налогов: посмотрим, сколько будет их оплачено с прибыли в 300 миллиардов тенге, которые Халык банк поставил как целевую прибыль за 2019 год.